Актуальные темы: Китай КНР Украина
Мнения     13.10.2015 14:01

Пятилетка Собянина ч.1: О значении поворота москвичей «лицом к власти»

ВКонтакт Одноклассники Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

ИА Моссовет продолжает публикации по теме «Первая пятилетка Собянина в Москве».

Информационная активность мэра Москвы Сергея Собянина в последнее время, и в СМИ, и в соцсетях, показывает, что мэр стремится к более существенному уровню взаимодействия горожан и власти, стремится в чем-то создать, а в чем-то - мобилизовать  московское гражданское общество для более качественной реализации городских программ,  - тех целей и задач, которые поддержали большинство избирателей на выборах мэра два года назад. Можно сказать, что присяга, данная Собяниным при вступлении в должность мэра: «служить процветанию города и благополучию его жителей», - успешно реализуется. И по мере работы Собянина в Москве все более заметно изменение концепции московской власти - городская власть начинает не только управлять городскими процессами, но и служить москвичам.

Чем дальше, тем сильнее процесс такого служения требует обратной связи, требует своевременных отзывов, откликов, соучастия москвичей, хотя бы на уровне оценки  того, что планируется, делается и реализовано. 

Мэр Москвы Собянин системно проводит линию на вовлечение в управление городом москвичей
Тверская 13
На днях выступая на радиостанции «Москва FM» Собянин, призвал москвичей активно включатся в жизнь города «участвовать в контроле за тем, что происходит в городе». «Быть более активными, участвовать в «Активном гражданине», предлагать новые проекты, участвовать в контроле за тем, что происходит в городе. Сейчас есть там специальные мобильные устройства по контролю за парковками, огромная система контроля, когда можно позвонить, что у тебя плохо во дворе, что плохо ездит автобус или в поликлинике... Активно, активно включаться!», - сказал Сергей Собянин. 

Эта тема, участвовать в контроле и в управлении, - не новая в риторике и в действиях московского  мэра. Четыре года назад, то есть через год работы на посту мэра Москвы, Собянин, выступая в программе Владимира Познера, на вопрос о главных задачах на посту мэра Москвы, заметил, что для него «важно изменить идеологию развития города во всем, чтобы город  повернулся лицом к людям». «В медицине главным должен быть пациент, в школе – ученик, на дороге  - пассажир общественного транспорта, в градостроительной политике – не  сверхдоход девелопера, строящего небоскреб в центре города, а  мнение жителей, которые живут рядом, - пояснил мэр Москвы. – Если мы будем ВЫРАЖАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИНТЕРЕСЫ не бизнеса, а ЧЕЛОВЕКА, то в итоге город станет комфортным и для бизнеса». «Если мне удастся последовательно проводить эту идеологию, я буду считать это успехом», - заключил Сергей Собянин.

По инициативе Собянина в Москве  создали и совершенствуют систему учета общественного мнения при принятии многих решений, которые, по словам мэра,  имеют «прикладной характер». Призыв Собянина: «Активно, активно включаться!», показывает и значение этой темы для мэра и некоторую неудовлетворенность уровнем участия горожан в решении актуальных вопросов, как носящих «прикладной характер», так и  других. 

Но почему нет роста активности граждан? Допускаю, что многие граждане, по ряду опросов – большинство,  позитивно оценивают то,  как и что делает «команда Собянина», как меняются город, инфраструктура, качество медицины, образования и в этой связи не видят необходимости «включаться». Есть и доля граждан, которые, по разным причинам, смотрят на все вокруг «со стороны», не видя в теме «качество города», «качество власти» чего-то существенного для своей жизни.  Но есть и заметная доля тех, кого можно было бы назвать «скептиками по инерции». Это люди, которые хотели бы что-то изменить, но полагающие, что до власти не достучаться. Или – времени жаль… Или – «пусть это другие делают»… 
И, может быть, как-бы специально для них, для скептиков, московские власти при поддержке Совета Московской городской епархии во имя мира и гражданского согласия идут на днях на то, чтобы конфликт на месте строительства Храма в парке «Торфянка» ликвидировать, найдя другой участок для строительства. А несколькими неделями ранее изменено решения о месте возведения памятника Князю Владимиру. Эти и многие другие примеры показывают, что ВЛАСТЬ СЛУШАЕТ, ВЛАСТЬ – СЛЫШИТ,  и там, где это возможно, а, порой, и сверх возможностей, идет навстречу


А в какой степени москвичи, активисты, готовы к этому:    К ДИАЛОГУ, К СВОЕЙ ЧАСТИ ПУТИ НАВСТРЕЧУ, к своевременному высказыванию позиции хотя бы по «техническим» решениям,? Давайте посмотрим на несколько аспектов конфликта, например, в парке «Дружба». Когда приехали строить, начинать строительство футбольного поля, и левые (КПРФ) и правые (Яблоко) бросились защищать природу и права граждан. «Включились»… Даже круглый стол в Мосгордуме провели, чтобы разобраться с историей. Но, по мере исследования темы, у меня появилась уверенность, что эта поздняя «включенность», позднее »зажигание», если угодно, говорит о низкой квалификации представителей гражданского общества:  депутатов, парламентариев, партийцев и активистов по защите прав населения, о слишком поздних действиях в части контроля за властью. Когда в ИА МОССОВЕТ собрали всю фактуру о подготовке этого проекта, о том, что на месте представляет из себя территория, то выяснилось, что включится и разобраться можно было бы, при желании и при должной квалификации, намного ранее. Фактура вся в открытом доступе! И доступ к этой фактуре, важно отметить, обеспечили власти. Эту «фактуру», отчасти, утверждали ранее те же депутаты, которые потом решили протестовать. Есть в открытом доступе адресная инвестиционная программа (АИП), утвержденная Законом города, есть многочисленные конкурсы с детальной информацией, как по подготовке проекта, так и по выбору подрядчиков. Повторюсь, - все это открыто, вся эта работа по созданию новых футбольных полей велась боле года (и с одобрения депутатов !) и, думаю, правомерно задать вопрос «левым», правым, и просто «анархистам», а почему же раньше, не видели, (не хотели видеть, не пытались видеть, не включались)? И говорю об этом не потому, что нет в общественных структурах людей, способных с этим разобраться, а потому, чтобы услышали насколько важно и полезно для всех эти вопросы решать своевременно, насколько важно своевременно включаться...

Это было важно и прежде, но раньше не было таких информационных возможностей и  ресурсов, которые теперь, в совокупности, предоставляют городские власти.
ИА МОССОВЕТ еще рассмотрит изменения в городе за «пятилетку Собянина» в ракурсе городских программ. Но главное, и это все очевиднее, - необходимость незашоренного, непредвзятого анализа общественных отношений в городе, качества власти, качества оппозиции, качества гражданского общества, общественных объединений. И если, в части оценки властей, есть масса примеров позитивного развития, системного стремления к диалогу, то с субъектами гражданского общества пока сложнее, печальнее. Особенно, повторюсь, если оценивать своевременность и качество анализа, диалога по вопросам городской повестки…

Что качается программы «Информационный город», вопросов открытости информации, то городскими властями сделано столько, сколько раньше и не мечтали. Говорю это с учетом опыта работы в пресс-центре Моссовета, пресс-центре Правительства Москвы (1994 -1997), как координатор направления «Информационная политика и взаимодействие со СМИ» в Мосгордуме второго созыва», как один из создателей, редактор и организатор информационных регламентов первой версии официального сервера Мэрии и Правительства Москвы. 
«Мелочь», но, например, тогда так и не удалось добиться публикации стенограмм заседаний Правительства города на сайте горадминистрации. С приходом Собянина – это норма. Не удалось тогда провести в Мосгордуме закон города «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов власти Москвы».  Сегодня все, что отвергала  прежняя администрация в плане информационного взаимодействия и открытости, - реализуется в городе. А с учетом новых программных и технических возможностей, новых порталов, сервисов,  это становится уникальной базой для создания фундамента информированного и разумного городского сообщества. 

С 21 сентября открылась новая версия официального портала мэрии Москвы. «Запущена тестовая версия сайта mos.ru — с новым дизайном, разделами, сервисами и новым подходом к решению городских задач. Проект future.mos.ru ориентирован, в первую очередь, на жителей города — и новой структурой, и материалами, изложенными простым, доступным языком», - сообщают власти непосредственно на странице портала. «Сайт будет выступать «советником», предлагая ответы на актуальные и насущные вопросы, находящиеся в компетенции Москвы и федеральных органов власти. По нескольким сотням наиболее частых жизненных ситуаций жители смогут получить наглядную пошаговую инструкцию, образцы необходимых документов и контактную информацию», -  также говорится в сообщении. «Принять участие в тестировании может любой желающий: уже сейчас у вас есть возможность изучить новый проект, предложить свои доработки», - приглашают власти, разработчики. «Включайтесь!», - слышится сквозь эти слова. А в ответ, - тишина ?

Удивительный город, современная Москва.  Может быть из-за насыщенности или перенасыщенности событиями, но тема выхода Москвы на новый уровень информационной открытости,  не стала заметной. Или кого-то это пугает?  Нет заинтересованной реакции, рекомендаций партий, «фронтов»  что и как можно улучшить в этом основополагающем сегменте гражданского общества. Не видно от представителей гражданского общества новых наглядных пошаговых инструкций как пользоваться властью в новых условиях, если где-то что-то вызывает сомнение или, почему-то пошло не так...

А в это время мэр Собянин делает очередной непростой шаг навстречу – готовность самостоятельно работать в соцсетях: и сообщать, и отвечать. Еще один шаг навстречу, еще одна попытка «разбудить» горожан, привыкших при прошлой администрации, что есть только мнение с Тверской, 13… «Почитал соцсети. Теперь буду сам вести свой аккаунт, чтобы было интересно и полезно. Пресс-служба, конечно, будет помогать. Подписывайтесь)», - призывает мэр.

Для скептиков, возможно, будет небезынтересно узнать, что «кабинет на Тверской» не стал местом, где Собянин открыл пользу компьютеров, компьютеризации. Еще в декабря 2001 года Собянин, как губернатор Тюменской области, провел свою первую интернет конференцию. Она прошла в зале регионального центра интернет-образования. Отвечая тогда  на вопрос «насколько крепко вы дружите с компьютером и интернетом», Собянин сказал, что «эта форма общения позволяет вести диалог не только со средствами массовой информации, не только с тюменцами, которые интересуются интернетом, но и практически со всей страной, доводя до всех информацию о нашем регионе, о наших проблемах. Люди, которые приходят ко мне в кабинет, говорят: "Зачем вам компьютер?" Ни у одного губернатора нет компьютера. Дружу с ним несколько лет и плохо себе представляю работу без компьютера», сказал Собянин. 

Впрочем, чиновник, управленец такого уровня как мэр многомиллионного  мегаполиса и сам со временем становится мощным компьютером. Но и ему необходимо  опираются на объективную информацию, в том числе - на анализ мнений населения. И от того, как в Москве будет  действовать система обратной связи, в которую все активнее власти вовлекают горожан, от того, как этой системой и этой ситуацией захотят и смогут воспользоваться депутаты разных уровней, общественные структуры, - зависит и коллективное благо.
Реализуемый в городе программно-целевой метод управления предусматривает мониторинг проектных мероприятий, их корректировку, использование метода социального проектирования. И, как видим, привлечение жителей к решению проблем территории, данная жителям реальная возможность  вносить свои предложения, оперативные оценки, - это не прихоть, а выстраивание четкой, работающей модели. 

В рамках такой модели ИА МОССОВЕТ предлагает рассмотреть вопрос о коллективных действиях городского сообщества по формированию (составлению) социально-экономических паспортов районов города с широким спектром возможностей, завязанных в один удобный интерфейс. Такие работа по формированию и актуализации паспортов районов, например в формате краудсорсинг-проектов, позволила бы зафиксировать проблемные точки и «слабые звенья», общие интересы,  способствовала сплочению местных сообществ по интересам, способствовала качественному и своевременному планированию (актуализации) городских государственных программ. Это, уверен, помогло бы расшевелить и реформу местного самоуправления, на проведение которой в Москве старт дан Собяниным «политический старт», а теперь было бы полезно подкрепить это механизмами  повышения активности местных сообществ.

Уважаемый мною и многими москвичами, управленцами, Вячеслав Глазычев в одном из своих последних интервью подчеркивал важность активности людей, рассчитывающих на позитивное изменение города. «Нам, конечно, мешает советское наследие: мы привыкли, что начальство всё решает, а люди всё пассивно воспринимают и только ругают начальство на кухне. Так мы живем до сих пор, и пока мы сами не изменимся с комфортом всё будет по-прежнему», - сказал Глазычев. Правда, там же Вячеслав Леонидович, высказал подозрение, что «на это нужно пару поколений»… Но это ведь срок для условий, когда «начальство всё решает»?   А в Москве по иному, здесь и сейчас начальство призывает: «Активно, активно включаться!»…

Ю.Загребной – главный редактор ИА МОССОВЕТ 

Приложение ИА МОССОВЕТ – Раздел  Программы развития Москвы
                   «МОСКВА – ГОРОД, УДОБНЫЙ ДЛЯ ЖИЗНИ»

«7.1. ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ

С проблемой отрешенности населения от управления городом и отказом от взаимодействия с властью сталкиваются многие мировые мегаполисы.
Только треть респондентов готова взаимодействовать с властью.
Из них только 5% готовы вносить конкретные предложения, остальные
выражают готовность контролировать деятельность власти.
С целью вовлечения населения Москвы в управление
городом выбраны следующие ключевые приоритеты:
• информирование граждан;
• привлечение жителей к участию в управлении городом;
• привлечение граждан к контролю над работой чиновников.
Для этого предполагается:
• развитие системы местного самоуправления;
• создание единого портала открытых данных;
• запуск централизованных порталов для вовлечения
жителей в управление городом.».

x

Карта места

Поделиться с друзьями: 
ВКонтакт Одноклассники Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Другие материалы

Лента новостей

Актуальные материалы

ИА МОССОВЕТ       Copyright © 2001-2023 Информационное агентство МОССОВЕТ,   Свидетельство о регистрации СМИ Эл 77-4353 от 02.02.2001 При перепечатке и цитировании ссылка и гиперссылка на ИА МОССОВЕТ обязательна.  Почтовый адрес: 125009, Москва, ул. Тверская, 7, а/я 71, Моссовет Телефон: +7 903 772 39 20 E-mail: info@mossovetinfo.ru